Анализ
работы
службы психологического сопровождения за 2012-2013
учебный год
С целью
обеспечения социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы
условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и
молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного
процесса, а также оказания психологической помощи всем участникам
образовательного процесса с августа 1993 года в Кыштымском городском округе
создана и развивается служба практической психологии в соответствии с
Инструктивным письмом государственного комитета СССР по народному образованию №
16 от 27 апреля 1989 года «О введении должности психолога в учреждениях
народного образования» и Положением о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации (утвержденном Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. № 636),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998г. № 867) о
Типовом положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Приоритетными
задачами службы психологического сопровождения в Кыштымском городском округе
являются:
– Сохранение и
укрепление психологического здоровья, содействие личностному,
интеллектуальному, социальному развитию воспитанников и учащихся, обеспечение
здоровьесберегающего образовательного пространства;
– Оказание
методической и организационной помощи образовательным учреждениям,
педагогическим работникам по вопросам коррекционно-реабилитационной
деятельности и психолого-педагогическому сопровождению.
Данные задачи
реализуются 11 педагогами-психологами образовательных
учреждений (первичных звеньев) и Центра диагностики и консультирования (данные
на 31.05.2013г.), из них:
0 – в дошкольных
образовательных учреждениях (по Кыштымскому городскому округу ни в одном ДОУ
нет ставок педагогов-психологов);
5 – в школах; №№
1,2,3,13 ,В(С)ОШ, (по Кыштымскому городскому округу школ – 10); отсутствуют педагоги-психологи
в МОУ СОШ № 10, МОУ ООШ № 4,8, 11; филиале СОШ № 3, МОУ НОШ № 2.
2 – в
специальных (коррекционных) учреждениях (по КГО – 2);
1 – в
учреждениях дополнительного образования (по КГО – 4);
4– в Центре
диагностики и консультирования (3 педагога-психолога являясь сотрудниками ЦДиК,
совмещают свою работу в других образовательных учреждениях).
Качественный
анализ кадров службы практической психологии выглядит следующим образом:
100 %
педагогов-психологов имеют высшее образование по специальности
педагог-психолог, из них: у 64% (7чел.) базовое психологическое образование, у
36% (4чел.) – второе высшее образование
45%(5 чел.)
педагогов-психологов имеют стаж работы в должности более 10 лет;
18% (2 чел.) -
от 5-и до 10 лет;
18% (2 чел.) -
от 3-х до 5 лет;
18% (2 чел.) -
от 0 до 3-х лет.
9% (1 чел.)
педагогов-психологов являются кандидатами психологических наук;
36% (4 чел.)
педагогов-психологов имеют высшую квалификационную категорию;
9% (1 чел.) -
имеют первую категорию;
9% (1 чел.) -
вторую категорию;
36% (3 чел.)
педагогов-психологов не имеют квалификационной категории (у данных психологов
стаж работы в должности менее 3-х лет, высшее образование плучено в 2011-2012
годах).
Анализ педагогических кадров МОУ ППМС ЦДиК
Педагоги-психологи:
Л.Н. Шмарина –
«Почетный работник общего образования», высшая квалификационная категория;
С.Г. Шарабрина –
высшая квалификационная категория;
Н.В. Галицкова -
высшая квалификационная категория;
А.Б. Зайцев –
кандидат психологических наук (совместитель)
Н.С. Вакуленко –
вторая квалификационная категория.
Учитель-дефектолог:
Г.В. Екимова –
первая квалификационная категория.
Ставка
учителя-логопеда в МОУ ППМС ЦДиК вакантна.
Таким образом
14,3% педагогов МОУ ППМС ЦДиК являются кандидатами психологических наук, 14,3%
педагогов имеют первую квалификационную категорию, 71,4% педагогов имеют высшую
квалификационную категорию. 100% педагогов МОУ ППМС ЦДиК имеют стаж работы в
должности более 10 лет, однако 43% педагогов являются совместителями
Медицинский
персонал МОУ ППМС ЦДиК:
А.Ф. Сабиров –
психиатр;
Г.Н. Отрадных –
фельдшер-окулист;
Т.А. Болотова –
медицинская сестра.
66 %
медицинского персонала – совместители.
Педагоги-психологи
образовательных учреждений и Центра диагностики и консультирования осуществляют
психологическое сопровождение системы образования по следующим направлениям
деятельности:
Психологическая диагностика
В 2012-2013
учебном году диагностическим обследованием охвачено 2003 дошкольника и учащихся
ОУ, 280 педагогов и 206 родителей.
Педагоги-психологи проводили диагностику
интеллектуальной, личностной сфер воспитанников ДОУ и учащихся, а также
диагностику межличностных отношений. Результаты диагностической работы
послужили основой для создания коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ и
учащимися, а мониторинг интеллектуальной и личностной сфер позволил
ориентировать индивидуальный коррекционный маршрут на зону ближайшего развития.
При работе с
педагогами были востребованы диагностики эмоционально-психологического климата
в педагогическом коллективе, оценки удовлетворенности профессией учителя и
стрессоустойчивости педагогов, а также изучались факторы, стимулирующие и
препятствующие саморазвитию педагогов.
Для родителей, в
основном, использовались диагностики детско-родительских отношений и
анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей качеством
образовательной среды школы.
Психологическое консультирование
Психологическое
консультирование осуществлялось педагогами-психологами всех образовательных
учреждений. На индивидуальные консультации в 2012-2013 учебном году обратилось
365 учащихся, 211 педагогов и 315 родителей.
Причинами
обращения на консультации учащихся в основном были трудности в межличностных
отношениях с ровесниками, родителями и педагогами, а также трудности в самоопределении.
Причины обращений педагогов на консультации –
взаимоотношения с учащимися, личностные проблемы, потребность в методической
помощи.
Родителям оказывались консультации по
проблемам развития, обучения детей и взаимоотношений с ними.
Сотрудники ЦДиК
оказывали необходимую методическую помощь педагогам-психологам образовательных
учреждений (обращений педагогов-психологов за год было более 30).
Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно-развивающее
направление является одним из приоритетных в работе педагогов-психологов
образовательных учреждений. В каждом образовательном учреждении
педагог-психолог реализует адаптированные коррекционно-развивающие программы,
утвержденные на городском методическом объединении педагогов-психологов. Данные
программы направлены на развитие и коррекцию различных сфер учащихся: высших
психических функций, личностной сферы, межличностных отношений,
профессионального самоопределения и др.
Коррекционно-развивающими
занятиями в 2012-2013 учебном году было охвачено 32% воспитанника дошкольных
образовательных учреждений и учащихся школ, что на 12% меньше, в сравнении с
2011-2012 учебным годом. Причинами данного снижения является как отсутствие в
течение длительного времени педагогов-психологов в ОУ, так и большой процент
психологов (имеющих небольшой стаж в должности), которые направляют свою
деятельность на диагностическую работу.
Психологическое просвещение и психологическая
профилактика
Психологическое
просвещение в работе педагогов-психологов строится с учетом заявок
администрации образовательных учреждений. В 2012-2013 учебном году
педагоги-психологи образовательных учреждений проводили занятия и семинары для
педагогов по следующим темам:
« Особенности
самоконтроля и самоанализа детей в процессе обучения. Формы, виды, этапы»;
«Сензитивные периоды в развитии детей.
Гендерный подход в воспитании»;
«Особенности работы с «трудной» семьёй»;
«Особенности адаптационного периода учащихся
1-х, 5-х, 10-х классов»; «Совместная деятельность психолога и классного руководителя
по профориентации»;
«Причины и
профилактика суицидального поведения школьника»; «Закономерности
и особенности психического развития школьников»; «Повышение качества
образования средствами здоровьесберегающих технологий»;
«Работа с семьей: формы, методы, практические рекомендации»;
«Дети с СДВГ
синдромом»;
«Коммуникативная
компетентность педагога» и др.
Специалисты ЦДиК в 2012-2013 учебном году выступали на
совещаниях:
- социальных педагогов на темы: «Побеги подростков из
дома», «Суицид: статистика, причины, предупреждение», «Профилактика
зависимостей в образовательной среде» и др;
- директоров ОУ: «Профилактическая работа в ОУ за 2011
год», «Анализ состояния и уровень
качества службы психологического сопровождения ОУ в КГО за 2010-2011 учебный
год», «Причины и предупреждение детского, подросткового суицида», «Причины
школьной неуспешности» и др.
За 2012-2013 учебный год психологическим просвещением было
охвачено 982 педагога Кыштымского городского округа.
Родительский
всеобуч является обязательным компонентом просветительской работы
педагогов-психологов. Согласно плану родительского всеобуча в образовательных
учреждениях проблема психологического развития и здоровья детей,
взаимоотношений с детьми в семье, является востребованной всеми образовательными
учреждениями. Педагоги-психологи Кыштымского городского округа в 2012-2013
учебном году участвовали в 77 родительских собраниях, которые посетили 1471
родителей.
С 2003 года, с
целью популяризации психологических знаний и востребованности их для
личностного развития всеми участниками образовательного процесса в ноябре
-феврале традиционно проводится городская «Декада психологии», в рамках которой
проходит игра для подростков – учащихся 5-х классов «Эрудит» направленная на
выявление одаренных детей, детей с креативным мышлением. Игра состояла из
отборочного (школьного) тура и финального городского конкурса прошедшего в
феврале 2012-2013 учебном года. В конкурсе участвовало 7 команд (школы №
1,2,3,4,10,11,13), победителями стали пятиклассники МОУ СОШ № 10.
Сотрудники
Центра диагностики и консультирования с 1999 года участвуют в реализации городской
целевой Программы по противодействию злоупотреблению ПАВ. В 2011-2012 году
специалистом Центра подготовлена новая группа волонтеров из числа старшеклассников
школ города. С ноября, каждую неделю, специалистом Центра проводились занятия с
волонтерами.
С декабря по
март учащиеся 10-х классов приняли участие в городском профилактическом
марафоне, организованном ЦДиК. По итогам профилактического марафона «Мы за
здоровый образ жизни» учащиеся 10 класса
МОУ СОШ № 1 заняли 1 место, учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 3 заняли 2 место,
учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 13 заняли 3 место. Все десятиклассники
представили творческие отчеты.
Во втором квартале
2012 года, в соответствии с Постановлением Главы Кыштымского городского
округа № 1049 от 10.04.2013г. и
Приказом Управления по делам образования администрации Кыштымского
городского округа № 04-116 ОД от 12.04.2013г., с. 10.04.2013г по
10.05.2013г. в образовательных учреждениях Кыштымского городского округа
проходила областная профилактическая акция «За здоровый образ жизни».
. В соответствии
с планом проведены следующие мероприятия:
- 16 апреля 2013 г. проведен городской семинар для социальных педагогов
и школьных психологов «Первичная профилактика социально-опасных для здоровья
зависимостей», где участники семинара были ознакомлены с основными
мероприятиями акции;
- Проведены: городской конкурс
на лучший профилактический плакат (буклет), в котором участвовали учащиеся
общеобразовательных учреждений: По итогам
городского конкурса на лучший профилактический плакат, буклет «Я за здоровый
образ жизни». Победители по младшей
возрастной группе 1 место – Казакова Анастасия 2 в класс МОУ СОШ №3
(руководитель Дейкина М. В.), 2 место – 1а класс МОУ НОШ №2 (руководитель
Батура В. М.), 3 место – Карпушевич Максим 4б класс МОУ СОШ №3 (руководитель
Пряхина Т. В.); по старшей возрастной группе 1 место – Балагурова Евгения 8а
класс МОУ СОШ №3 (руководитель Доровских Н.Г.), 2 место – Шестакова Анастасия
6а класс МОУ СОШ №3 (руководитель Доровских Н.Г.), 3 место – Абакумов Григорий,
Быков Данил 6 класс МОУ ООШ №11 (руководитель Тарасова Е.Е.);
- Традиционно проведены спортивные
соревнования между школьниками«группы риска». Всего в данных соревнованиях
приняли участие 139 учащихся «группы риска», из них 104 мальчика и 35 девочек.
Итоги
соревнований выглядят следующим образом:
- по футболу: 1 место – 13 школа, 2
место – 3 школа, 3 место – 10 школа;
- по пионерболу: старшая группа 1 место
– 2 школа, 2 место – 4 школа, 3 место – 11 школа, младшая группа 1 место – 13
школа, 2 место – 3 школа, 3 место – 1 школа;
- по настольному теннису: 1 место – 13
школа, 2 место – 1 школа, 3 место – 4 школа;
- по дартсу: 1 место – 2 школа, 2 место
– 3 школа, 3 место – 10 школа.
- Работала
группа волонтёров – старшеклассников во главе со специалистом МОУ ППМС ЦДиК
С.Г. Шарабриной. В течение года волонтеры провели с подростками 6-х классов 11
классных часов по теме «Губительная сигарета» (о вреде табакокурения) с показом
презентации «Спорт- альтернатива пагубным привычкам» (охват 235 человек), в 8х
классах 12 деловых игр о последствиях злоупотребления ПАВ и о том «Как сказать
«Нет!» отрицательному давлению сверстников, на которых присутствовало 96%
подростков (охват 351 человек). Волонтерское движение, основанное по принципу
«Равный – равному» по оценке самих
старшеклассников является более эффективной
и интересной формой для ребят, чем беседы с взрослыми.
С целью
выяснения отношения подростков к здоровому образу жизни и жизненным ценностям
2013 году уже в четырнадцатый раз проходило анкетирование 14-15 летних
подростков, в котором приняли участие 125 человек (из них 44,8% – юноши, 55,2% –девушки).
Основные
проблемы, волнующие молодёжь г. Кыштыма в 2013 году: 1)
курение; 2) алкоголь; 3) наркомания; 4) распространение СПИДа и других
венерических заболеваний, 5) бродяжничество подростков.
Более 94,2% девочек и 98,2% мальчиков согласны с тем, что курение вредит здоровью. 69,6%
опрошенных мальчиков и 75,3% девочек относят алкоголь и табак к наркотическим веществам. 53,5% мальчиков и
68,1% девочек уверены, что для формирования зависимости бывает достаточно
однократного употребления наркотического вещества. При этом 60,7% мальчиков
и 71% девочек думают, что по внешнему
виду можно определить человека, употребившего наркотическое вещество, что
является заблуждением. Поэтому в
следующем учебном году необходимо продолжать информировать учащихся о
последствиях злоупотребления ПАВ и альтернативных способах проведения досуга.
Можно утверждать, что у подавляющего
большинства опрошенных восьмиклассников сформировано негативное отношение к
употреблению наркотиков - 83,9%
мальчиков и 73,9% девочек уверены, что
смогут противостоять предложению попробовать наркотическое вещество, 14,2%
мальчиков и 17,4% девочек – сомневаются, но думают, что смогут отказаться.
Оставшиеся учащиеся 8-х классов составляют группу риска. Среди девочек больше,
чем среди мальчиков сомневающихся и думающих, что у них не получиться
отказаться. По 1 человеку у мальчиков и девочек ответили, что не смогут
отказаться от предложения попробовать наркотическое вещество. Следовательно, и в будущем году необходимо
активизировать мотивацию подростков на здоровый образ жизни, продолжать
информировать о последствиях злоупотребления ПАВ и направлять на позитивные
интересы (не связанные с ухудшением здоровья).
Каждую среду
старшеклассников и их родителей специалист-профориентатор Центра диагностики и
консультирования принимает на индивидуальную профконсультацию, а также ведет
работу по сопровождению выпускников, желающих поступить по Губернаторскому
приему в ВУЗы Челябинской области. С 2008 года возобновились тренинги со
старшеклассниками по теме: «Стратегия выбора профессионального маршрута».
По заявкам
классных руководителей психологи Центра выходят в образовательные учреждения на
профдиагностику, а затем с ее результатами на классные часы и родительские
собрания. С учащимися одиннадцатых классов в течение 16 лет проводится «Анкета
выпускника», позволяющая выявить предпочтения в выборе профессионального
маршрута и способах его реализации. В 2013 году получены следующие результаты:
ежегодно около 90% выпускников желают получить высшее образование, из них:
более половины намерены очно обучаться в ВУЗах и 40% хотят получить высшее образование,
работая и обучаясь одновременно. В течение 16 лет мало изменились представления
учащихся о престижных и не престижных профессиях. По прежнему престижными
являются юрист, менеджер, врач, лингвист, дизайнер, а к непрестижным выпускники
относят обслуживающий персонал (дворник, техничка), продавец, опираясь в своем
мнении на уровень оплаты труда.
Ежегодно в сотрудники
Центра совместно со специалистами Службы занятости проводят городское
мероприятие «День старшеклассника», которое пятый год проходит в форме ярмарки
вакансий с участием представителей учебных заведений города и области, на
котором родители и учащиеся могут получить ответы на интересующие их вопросы.
Структурным
подразделением Центра диагностики и консультирования является ПМПК. За
2012-2013 учебный год на ПМПК осмотрено 419 детей, которым была определена
дальнейшая программа воспитания и обучения. Все дети предварительно были
обследованы на комплексной диагностике специалистами Центра диагностики и
консультирования: дефектологом, психиатром, психологом.
Вызывает
тревогу вакансия специалиста учителя-логопеда в составе ПМПК обусловленная
низкой оплатой труда специалистов МОУ ППМС ЦДиК, заработная плата которых не
повышалась с 2011 года.
ГОД
|
ВСЕГО
|
ДОШК.
|
ШК
|
VIII
|
VII
|
V
|
III-IV
|
ОО
|
2009-2010
|
403
|
244
|
159
|
17
|
144
|
102
|
83
|
57
|
2010-2011
|
373
|
220
|
153
|
13
|
130
|
58
|
92
|
80
|
2011-2012
|
352
|
182
|
170
|
16
|
145
|
67
|
74
|
49
|
2012-2013
|
399
|
216
|
183
|
17+2
|
172
|
59
|
65
|
84
|
Согласно Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии штатное расписание городской ПМПК
должно содержать 8 ставок, 5 из них – для следующих специалистов, работающих на
постоянной основе: педагог-психолог, учитель-олигофренопедагог,
учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель и 3 ставки для врачей,
работающих на условиях совместительства или почасовой оплаты (врач-офтальмолог,
психиатр, невролог, педиатр и др.). В настоящее время штат городской ПМПК состоит
из: 0,5 ставки – педагога-психолога, 0,5 ставки – учителя-логопеда, 0,5 ставки
– учителя-олигофренопедагога, 0,5 ставки – врача-психиатра, 0,5 ставки –
фельдшера – окулиста, 0,5 ставки – мед. сестры.
Согласно Нормам времени на выполнение
видов работы педагогическими работниками МОУ ППМС Центров
Раздел
4. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
№ п/п
|
Виды Работы
|
Нормы времени
|
1
|
Проведение
диагностического обследования
|
2
ч. на 1 ребенка
|
2
|
Консультирование
педагогов или родителей по итогам диагностического обследования
|
0,5
ч. на 1 родителя
1
ребенка
|
3
|
Работа
с протоколами:
а)
написание заключения и рекомендаций по результатам обследования;
б)
оформление протоколов;
в)
занесение данных в компьютерную базу
|
1,5
ч. на 1 ребенка
0,5
ч. на 1 протокол
0,4
ч. на 1 протокол
|
|
Итого:
|
4,9
ч. на 1 ребенка
|
Ставка специалистов ПМПК – 36 часов, 0,5 ставки – 18 часов.
Таким образом с нагрузкой в 0,5 ставки
специалист ПМПК должен обследовать 20-24 ребенка в месяц, согласно
законодательству и Нормам времени на выполнение видов работы. Количество
обследованных детей в 2012-2013 учебном году. – около 419, т.е. ежемесячно специалисты
Центра отсматривали в среднем по 40 детей, вместо 24,что дает перегрузку сотрудников
и влияет на качество работы.
Другими проблемами ПМПК являются:
- устаревший сертифицированный
диагностический инструментарий, который не обновлялся с 1994г., также не
приобретается инструментарий для ранней диагностики детей.
Структурным
подразделением Центра диагностики и консультирования является «Телефон
доверия», по которому подростки и жители города могут получать экстренную,
анонимную, бесплатную психологическую помощь. В 2012-2013 учебном году на «Телефон доверия» за
психологической помощью, как и в предыдущие годы, в основном обращались
подростки и юношество по проблемам во взаимоотношениях
с ровесниками, конфликтах с педагогами или родителями и неуспешности в обучении. Наличие факта звонков подростков, склонных к
аутоагрессивным действиям, требуют от сотрудников, работающих на «Телефоне
доверия», высокой компетенции, а значит необходимо повышение квалификации
специалистов на соответствующих курсах.
Высокая
квалификация и длительный опыт работы по специальности позволяют сотрудникам
ЦДиК оказывать методическую помощь педагогам-психологам первичных звеньев по
различным вопросам психологического сопровождения на индивидуальных
консультациях и совещаниях. Данное направление деятельности сотрудников ЦДиК
становится более востребованным, так как обеспечивает повышение качества
психологического сопровождения в образовательной системе Кыштымского городского
округа. Директор Центра диагностики и консультирования осуществляет контроль по
профессиональной линии над деятельностью педагогов-психологов образовательных
учреждений.
В Центре имеется
банк сертифицированного диагностического инструментария и психологической
литературы, которыми пользуются
педагоги-психологи первичных звеньев, но необходимо отметить, что литература и
инструментарий нуждаются в обновлении, так как основная их часть издана в
прошлом веке.
Благодаря
целенаправленной работе выделены отдельные рабочие кабинеты
педагогам-психологам, где работают специалисты, во всех образовательных
учреждениях. Следующий этап в данном направлении - оснащение рабочих мест
психологов АРМ.
Однако, в
системе психологического сопровождения свои объективные трудности, связанные,
прежде всего, с недостатком финансирования. Из 18 дошкольных учреждений отсутствуют
ставки педагогов-психологов во всех МДОУ. Отсутствуют ставки педагогов-психологов
в МОУ НОШ № 2, МОУ ООШ № 8, филиале СОШ № 3. Недостаток психологических кадров
в образовательных учреждениях города обусловлен не только недостатком
специалистов, но и скромной заработной платой педагога-психолога.
Несмотря на
трудности, психологическая служба системы образования развивается, направляя
деятельность педагогов-психологов на сохранение и укрепление психологического
здоровья всех участников образовательного процесса, развитию личностного
потенциала учащихся, и педагогов.
Задачи службы психологического сопровождения
Кыштымского городского округа на 2013 -2014 учебный год
На 2013-2014
учебный год приоритетными в системе психологического сопровождения
образовательных учреждений Кыштымского городского округа являются следующие задачи:
– Сохранение и
укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
–
Содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию воспитанников
ДОУ и учащихся школ за счет дополнения современных методов обучения и
воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечение
здоровье сберегающего образовательного пространства;
– Оказание
психологической помощи и поддержки учащимся, их родителям, воспитателям,
педагогическому коллективу, администрации образовательных учреждений в
профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся и
воспитанников;
– Содействие
распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных
учреждений новейших и достижений в области отечественной и зарубежной
психологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий